[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Что такое квалифицированная юридическая помощь?

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако до сих пор в российском законодательстве не закреплено понятие "квалифицированная юридическая помощь". В различных изданиях данная категория трактуется по-разному. А вместе с тем отсутствие единого понимания того, что же следует понимать под квалифицированной юридической помощью, приводит к неопределенности в вопросе об обеспечении государством права граждан, закрепленного в указанной статье КонституцииРФ.
Для решения вопроса об отнесении юридической помощи к разряду квалифицированной необходимо выяснить два момента: кто и как оказывает эту помощь.
Безусловно, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист - лицо, обладающее специальными познаниями в области права, т.е. юрист. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица опыта работы по юридической специальности либо прохождение им соответствующей стажировки.
Следует отметить, что каких-либо четких единых требований ко всем лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь, закон не предъявляет. Лишь в некоторых нормативных правовых актах такие требования сформулированы в отношении отдельных категорий лиц, осуществляющих деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи. К этим лицам, в частности, относятся адвокаты, работники органов прокуратуры, нотариусы и др. Так, для наделения статусом адвоката претендент должен получить допуск к квалификационному экзамену и сдать этот экзамен. Для получения допуска к квалификационному экзамену претендент должен отвечать определенным требованиям, к которым согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" относятся наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученой степени по юридической специальности; стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение стажировки в адвокатском образовании. Кроме того, претендент должен быть дееспособным и несудимым за совершение умышленного преступления. Сам квалификационный экзамен принимается квалификационной комиссией.
На наш взгляд, ситуация, при которой четких требований к квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь, не существует, способствует нарушению права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, так как, по сути, процесс оказания данной помощи выведен из-под контроля государства, которое гарантирует указанное конституционное право. Поэтому представляется, что существовавший ранее порядок лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг*(1) должен быть восстановлен. При лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг предъявлялись четкие требования к лицам, желающим осуществлять такую деятельность (высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет), а также была предусмотрена ответственность за осуществление соответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия. Подобная практика существует и в ряде зарубежных стран. Например, в США для того чтобы заниматься юридической практикой, необходимо получить патент адвоката.
Существует также мнение, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться только адвокатами. Таким образом, понятия "адвокатская деятельность" и "квалифицированная юридическая помощь" признаются равнозначными. Надо сказать, что в настоящее время данная позиция в определенной степени получила закрепление в законодательстве Российской Федерации. Так, в сфере уголовного судопроизводства на деятельность по оказанию юридической помощи подозреваемым и обвиняемым практически была установлена адвокатская монополия.
Однако, по нашему мнению, понятия "квалифицированная юридическая помощь" и "адвокатская деятельность" соотносятся как общее и частное. В данном случае надо иметь в виду, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться в различных формах. Так, если эта помощь состоит лишь в даче консультации лицу, обратившемуся за ее получением, то субъектами квалифицированной юридической помощи могут быть не только адвокаты. В таком случае соответствующая помощь может оказываться и работниками органов прокуратуры, и нотариусами, и юридическими службами органов государственной власти и органов местного самоуправления, и юридическими фирмами и индивидуальными предпринимателями, и правозащитными организациями и т.д. Однако ситуация меняется, если речь идет, например, об оказании квалифицированной юридической помощи путем защиты интересов обвиняемого в суде. При этом круг субъектов, которые могут оказывать квалифицированную юридическую помощь, резко сужается и, по сути дела, сводится к адвокатам.
Следует также иметь в виду, что не всякая юридическая помощь, которая оказывается лицом, имеющим специальные познания в области права, будет являться квалифицированной. Поэтому и существует еще один критерий, по которому можно судить, является юридическая помощь квалифицированной или нет. Этот критерий относится не к субъекту, оказывающему юридическую помощь, а непосредственно к его деятельности по оказанию этой помощи. Такая помощь должна быть оказана юридически грамотно, качественно. При этом большие трудности возникают при определении показателей, по которым можно судить о том, что помощь была оказана юридически грамотно. Иногда в качестве основного критерия качества юридической помощи называют положительный для клиента результат, достигнутый в результате ее оказания. На наш взгляд, нельзя руководствоваться только данным критерием при решении вопроса об отнесении юридической помощи к разряду квалифицированной. Ведь не всегда клиент остается доволен достигнутым результатом работы юриста, несмотря на то, что последний использовал все возможные способы. Иногда в результате оказания юридической помощи достигается результат, который вполне устраивает клиента, но при этом сама эта помощь в полном объеме не была оказана.
О качестве юридической помощи можно судить по целому ряду других критериев. Так, о грамотном оказании юридической помощи, оказываемой в форме составления документов правового характера, можно говорить в том случае, если в этих документах содержатся ссылки на нормативные правовые акты, подлежащие применению в данной конкретной ситуации, правильно указаны реквизиты соответствующих нормативных правовых актов, соблюдены требования законодательства и юридической техники, предъявляемые к составлению данного вида правовых документов, и т.д.
Полагаем, что при разрешении вопроса о качестве юридической помощи необходимо руководствоваться стандартами качества такой помощи, установленными как в международных правовых актах, так и в законодательстве Российской Федерации.
Основными международными правовыми актами, в которых устанавливаются стандарты качества юридической помощи, являются Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке)*(2) и Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990 г. в Гаване)*(3). В Российской Федерации стандарт качества оказываемой квалифицированной помощи закреплен прежде всего в Законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Из содержания указанных нормативных правовых актов вытекает, что стандарт качества юридической помощи состоит в том, что лицо, ее оказывающее, должно надлежащим образом осуществить защиту прав, свобод и интересов граждан и обеспечить им доступ к правосудию.
Кроме того, необходимо помнить о том, что юридическая помощь может называться качественной, квалифицированной только в том случае, если при ее оказании не были нарушены нормы законодательства и профессиональной этики юриста. В частности, можно говорить о том, что неквалифицированной является юридическая помощь, оказанная адвокатом с нарушением норм Кодекса профессиональной этики адвоката*(4). Однако следует помнить, что нарушение не всех, а лишь отдельных, основополагающих норм профессиональной этики может повлечь признание оказанной юридической помощи неквалифицированной. Как правило, такие нормы получают непосредственное закрепление в законодательстве. Так, в соответствии с подп. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката при осуществлении профессиональной деятельности адвокат честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет обязанности, активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией РФ, законом и указанным Кодексом. Аналогичная норма содержится в подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Если данная этическая норма будет нарушена адвокатом при оказании юридической помощи, можно констатировать, что эта помощь была оказана неквалифицированно. Вместе с тем если адвокат допускает фамильярные отношения с доверителем, нарушая тем самым норму адвокатской этики, закрепленную в п. 5 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката, но при этом защищает права, свободы и законные интересы своего доверителя всеми возможными способами, юридически грамотно, вряд ли можно говорить о том, что оказанная им юридическая помощь была оказана неквалифицированно.
Таким образом, при определении того, является ли оказанная юридическая помощь качественной, необходимо руководствоваться всей совокупностью критериев, приведенных выше, решая данный вопрос применительно к каждой конкретной ситуации.
Выделим признаки квалифицированной юридической помощи:
1) квалифицированная юридическая помощь - это всегда деятельность по оказанию юридических услуг;
2) квалифицированная юридическая помощь может оказываться только лицами, имеющими специальные познания в области права;
3) квалифицированная юридическая помощь предполагает не просто предоставление юридических услуг квалифицированным специалистом, а оказание именно качественной юридической помощи.
Таким образом, под квалифицированной юридической помощью следует понимать деятельность лиц, обладающих специальными познаниями в области права, по оказанию качественных правовых услуг.
Классификацию видов юридической помощи можно проводить по различным основаниям. Например, по категориям дел можно выделить квалифицированную юридическую помощь по уголовным, гражданским, административным и иным делам.
Однако наиболее важной как с практической точки зрения, так и с точки зрения целей данной работы представляется классификация квалифицированной юридической помощи по формам ее оказания. Перечень соответствующих видов квалифицированной юридической помощи достаточно объемный. Основные из них перечислены в п. 2 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре:
дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
представительство и защита интересов доверителя в суде и иных органах и организациях.
Как указывалось выше, круг субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, зависит именно от того, к какому из перечисленных трех видов она относится.
Итак, квалифицированная юридическая помощь - это деятельность лиц, обладающих специальными познаниями в области права, по оказанию качественных правовых услуг.
Строго определенного перечня критериев как для определения уровня специальной подготовки лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, так и для установления ее качества в настоящий момент не существует.
В первом случае данный пробел частично восполняется за счет нормативных правовых актов, регламентирующих требования, предъявляемые к ряду лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Считаем, что для обеспечения конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи необходимо ужесточить контроль за процессом оказания правовых услуг, особенно платных. Одним из способов такого ужесточения может выступать восстановление порядка лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг.
При установлении качества оказанной юридической помощи необходимо использовать различные критерии его оценки применительно к каждой конкретной ситуации.
Важное значение имеет классификация квалифицированной юридической помощи по формам ее оказания, так как именно отнесение такой помощи к одному из соответствующих видов влияет на круг субъектов, которые могут эту помощь оказывать.

О.В. Невская,
специалист 1 категории правового управления аппарата
Законодательного Собрания Тверской области

"Адвокат", N 11, ноябрь 2004 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. - 1995. - N 17. - Ст. 1550; N 1. - Ст. 69; N 20. - Ст. 1804; N 24. - Ст. 2280; N 33. - Ст. 3394; N 43. - Ст. 4062; 1997. - N 17. - Ст. 2011; N 49. - Ст. 5601; 2000. - N 6. - Ст. 776; N 16. - Ст.1716.
*(2) Советская юстиция. - 1991. - N 20.
*(3) Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". - OSCE, Poland.
*(4) Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.- 2003. - N 3 (3).

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]