Гражданское право. Том 1
§ 4. Ограниченная ответственность должника
Устанавливая в качестве исходного принцип полного возмещения
причиненных убытков (ст. 15 ГК), гражданское законодательство
допускает в силу закона и договора ограничение размера возмещаемых
должником убытков, именуя такую ответственность ограниченной (п.
1 ст. 400 ГК). В ГК и дополняющих его законах содержится ряд норм
об ограниченной ответственности. Кроме того, такая ответственность
может быть предусмотрена в договоре, и наиболее часто это достигается
посредством внесения в договор условия об исключительной неустойке
(п. 1 ст. 394 ГК).
Ограниченная ответственность используется законодательством в
сфере корпоративных отношений: ответственность акционеров и участников
ООО ограничена стоимостью принадлежащих им акций и вкладов (п.
1 ст. 96 и п. 1 ст. 87 ГК); но если они входят в состав руководящих
органов названных юридических лиц, то применяются правила общегражданской
ответственности. Такое ограничение ответственности участников
АО и ООО необходимо для привлечения их вкладов в общество и оправданно
тем обстоятельством, что они, как правило, не оказывают решающего
влияния на принятие и исполнение обществом его обязательств.
Ограниченная ответственность предусмотрена ГК для участников договора
энергоснабжения (п. 1 ст. 547), договора на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ (п. 2 ст. 777),
договора перевозки груза и багажа (п. 2 ст. 796), при безвозмездном
хранении (п. 2 ст. 902) и в ряде других договоров. Применительно
к деликтным обязательствам ответственность причинителя вреда может
быть ограничена по решению суда с учетом имущественного положения
гражданина, причинившего вред (п. 3 ст. 1083 ГК).
В дополняющих ГК законах случаи введения ограниченной ответственности
встречаются многократно. Транспортные уставы и кодексы значительно
расширяют круг ограниченной ответственности в транспортных правоотношениях.
КТМ предусматривает такие ограничения и для случаев деликтной
ответственности (за ущерб от загрязнения нефтью - ст. 320, за
ущерб от перевозки опасных и вредных веществ - ст. 331). Предусмотренные
в УЖТ многочисленные штрафы (пени) за нарушение обязательств,
в том числе за просрочку в доставке груза (ст. 97), понимаются
практикой как исключительная неустойка.
Нормы об ограниченной ответственности органов связи содержатся
в законодательстве о связи, туристических организаций - в законодательстве
о туризме. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. "Об использовании
атомной энергии"*(333) содержит норму, согласно которой предел
ответственности за убытки от радиационного воздействия в отношении
одного инцидента не может превышать размера, установленного международными
договорами РФ (ст. 55 Закона).
Ограниченная ответственность предусматривается в различных формах.
Наиболее часто это достигается посредством указания, что при нарушении
обязательства возмещается реальный ущерб и, следовательно, не
компенсируется упущенная выгода. Такие правила установлены в отношении
последствий недействительности сделок (ст. 178, 179 ГК), а также
ряда договоров, в частности договора перевозки грузов.
Другой формой ограничения ответственности является определение
ее границ стоимостью предмета договора или стоимостью оказываемых
услуг. Первое имеет место в договоре хранения, второе - в договорах
почтового отправления, когда предел возмещения ограничивается
суммой уплаченного почтового тарифа. Ответственность должника
может быть ограничена определенной суммой, выраженной в МРОТ,
рублях или иных валютных единицах, переводимых в рубли.
Причины установления ограниченной ответственности различны. Применительно
к органам транспорта и связи такое решение в литературе обычно
объясняется наличием в этих областях массовой клиентуры, повышенных
рисков и стремлением избежать неблагоприятного для клиентов значительного
роста тарифов, что стало бы необходимым при установлении полной
ответственности организаций транспорта и связи. Сказывается и
влияние широко признанных международных соглашений*(334) и зарубежного
законодательства, согласно которым ответственность транспорта
и связи является ограниченной.
Конечно, ограниченная ответственность неблагоприятна для многих
участников имущественного оборота, однако она в ряде случаев обусловлена
объективными факторами. Кроме того, при операциях органов транспорта
и связи допускается объявление ценности грузов, багажа и почтовых
отправлений, что способно устранять неблагоприятные для клиентуры
последствия ограниченной ответственности. Сомнения вызывает обоснованность
ограниченной ответственности поставщиков энергоресурсов, поскольку
они, являясь мощными в финансовом отношении организациями, повышают
тарифы, а нарушение энергоснабжения неизбежно влечет серьезные
потери в производственно-хозяйственной деятельности потребителей
энергии.
Допуская ограниченную ответственность, гражданское законодательство
предусматривает ряд норм, исключающих ее установление. Согласно
п. 4 ст. 401 ГК заключенное заранее соглашение об устранении или
ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства
ничтожно. Соглашение об ограничении размера ответственности должника
по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором
выступает потребитель, является ничтожным (п. 2 ст. 400 ГК). На
недопустимость ограничения ответственности должника указывается
и в ряде других норм ГК: в договоре полного товарищества (п. 3
ст. 75) и договоре простого товарищества (ст. 1047).
[an error occurred while processing the directive]