Международное частное право и нотариальная деятельность
§ 1. Компетенция нотариуса по делам с участием иностранных лиц
47. - Общий принцип. Нотариус, как профессионал в области права,
специально наделенный государством публично-правовыми полномочиями,
обязан соблюдать правила территориальной и предметной компетенции,
установленные во внутреннем законодательстве. Это касается и тех
случаев, когда компетенция нотариуса вступает в конфликт с полномочиями
консула иностранного государства, имеющего право совершения определенных
нотариальных действий в соответствии с международными договорами
и своим национальным законодательством*(56).
На практике это означает, что иностранные граждане и организации
без всяких ограничений могут обращаться за совершением нотариальных
действий на территории России к компетентному российскому нотариусу,
так как a priori они обладают равной с российскими лицами гражданской
правосубъектностью. Только самому заинтересованному лицу (т.е. лицу,
обратившемуся к нотариусу) принадлежит в данном случае право выбора
между консулом государства его гражданства или происхождения и местным
нотариусом. Другое дело, что в ситуациях, когда наступление правовых
последствий совершаемых нотариальных действий предполагается за
рубежом, нотариус должен разъяснять заинтересованным иностранным
гражданам или представителю иностранной организации предпочтительность
их совершения у консула соответствующего государства, так как это
упростит дальнейшее признание таких актов в стране действия по причине:
отсутствия требований о легализации;
совершения в форме, предусмотренной национальным законодательством.
48. - Практические сложности. Если правила территориальной компетенции
обычно не вызывают серьезных затруднений в практике их применения,
иначе обстоит дело с определением предметной компетенции нотариуса
в делах с иностранным элементом. Нет сомнений, что нотариус не может
превышать свои полномочия, установленные внутренним законодательством,
совершая, к примеру, нотариальные действия, не предусмотренные российскими
законами или международными договорами России. Этот вывод следует
из принципа распределения публичных полномочий между различными
органами государства, а также применения принципа for к нотариальной
процедуре (ст. 39 Основ, см. выше N 11). Однако остается вопрос:
достаточно ли для нотариуса соблюдения только собственного законодательства
и может ли он проигнорировать требования иностранного закона, применимого
к юридической ситуации по существу? Может ли он совершать нотариальные
действия, которые в соответствии с иностранным законодательством
относятся к компетенции, например, суда?
Представляется, что в любом случае нотариусу следует проанализировать
положения соответствующего иностранного закона, определяющего компетенцию
того или иного юрисдикционного органа иностранного государства.
Так, если суд вступает в дело в целях удостоверения или свидетельствования
определенного юридического факта, то российский нотариус будет компетентен
совершить соответствующее нотариальное действие. Однако если речь
идет об осуществлении иностранным судом правосудия в узком смысле,
в частности, в рамках особого производства при установлении юридических
фактов, желательно воздержаться от совершения нотариального действия.
Например, не следует совершать нотариальные действия по выдаче свидетельств
о праве на наследство, если открытие завещания и/или определение
наследников относится согласно применимому иностранному праву к
компетенции суда (Израиль, Германия). Также нотариусу не следует
совершать нотариальное действие при наличии конфликта компетенций
с иностранным органом или должностным лицом всякий раз, когда для
получения желаемого эффекта за рубежом требуется экзекватура*(57)
нотариального акта или регистрация в публичных реестрах иностранного
государства.
[an error occurred while processing the directive]