Международное частное право и нотариальная деятельность
2. Проверка правоспособности иностранной организации и полномочий
ее представителя
70. - Общий принцип. Нотариусу важно иметь в виду, что в настоящее
время иностранные юридические лица могут заниматься предпринимательской
деятельностью непосредственно на территории Российской Федерации,
включая и торговую деятельность, не создавая для этого каких-либо
организационно-правовых структур, если в федеральном законодательстве
не предусмотрены специальные изъятия*(75). Следовательно, наличие
гражданской правосубъектности иностранной организации не связано,
по общему правилу, с фактом ее аккредитации, постановки на налоговый
учет и соблюдения иных административных формальностей.
Тем не менее нотариусу, как публичному должностному лицу, необходимо
также учитывать, что несоблюдение императивных требований российских
законов влечет наступление по отношению к нарушителям неблагоприятных
последствий, в том числе применение мер ответственности. Нотариус
специально уполномочен государством обеспечивать защиту общественного
интереса в гражданском обороте. Поэтому, в силу своей должности,
он несет ответственность за применение законов, имеющих общую значимость
для всего социума. Во избежание негативных последствий как для заинтересованных
лиц, так и для себя самого нотариусу рекомендуется в каждом случае
проверять необходимость соблюдения таких норм иностранными лицами
и до совершения нотариального действия предлагать им исполнить соответствующие
обязанности. Однако их невыполнение a priori не влияет на гражданскую
правосубъектность иностранной организации и, следовательно, на действительность
совершаемых ею в Российской Федерации сделок и иных юридических
действий.
71. - Обязанность применения иностранного права. Так же как при
определении дееспособности иностранных граждан, нотариус должен
устанавливать правоспособность иностранной организации исключительно
на основании ее национального закона. Правило, в соответствии с
которым организация не может ссылаться на ограничение полномочий
ее органа или представителя на совершение сделки (юридического действия),
неизвестное праву страны места ее совершения (п. 3 ст. 1202 ГК РФ),
не действует, если в удостоверении сделки или свидетельствовании
иного юридического действия принимал участие нотариус. В силу своей
должности нотариус обязан применить к определению гражданской право-
и дееспособности иностранных лиц компетентный материальный закон,
установленный на основании российских коллизионных правил (см. выше
N 54). В большинстве случаев - это иностранное право, уклонение
от применения норм которого может повлечь ответственность нотариуса
за причиненные стороне убытки, вызванные недействительностью сделки
или иного юридического действия, совершенного недееспособной стороной.
72. - Место учреждения организации. На практике при выборе применимого
к правоспособности иностранной организации права может возникнуть
проблема, что понимать под местом ее создания (учреждения). Данный
вопрос касается квалификации юридических понятий и, следовательно,
будет решаться в соответствии с российским правом (см. выше N 28).
Создание организации предполагает наличие сложного юридического
состава, в котором определяющим является ее государственная регистрация.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается
созданным с момента внесения данных о нем в единый государственный
реестр. Именно с фактом государственной регистрации российское гражданское
законодательство связывает наделение организаций гражданской правосубъектностью.
Таким образом, под местом учреждения иностранной организации следует
понимать государство, где она зарегистрирована.
73. - В то же время законодательством ряда государств наделение
организаций гражданской правосубъектностью не связывается с процедурой
их регистрации. Например, в Дании существует полная свобода создания
общественных объединений (ассоциаций, фондов и т.п.) и отсутствует
какая бы то ни было легальная процедура их создания и наделения
правоспособностью. Такая организация правоспособна с момента фактического
создания (принятия уставных документов членами объединения и начала
осуществления уставной деятельности). В ряде других стран (Франция,
Бельгия) действует уведомительный порядок создания общественных
организаций, когда их правоспособность признается с момента направления
в компетентный орган (Министерство внутренних дел, Министерство
юстиции, суд) уведомления в установленной форме. В этом случае следует
исходить из установленной или подразумеваемой процедуры создания
иностранной организации: место, где процедура юридически закончена,
и будет местом учреждения организации.
74. - Специфику имеет также признание правоспособности в Российской
Федерации иностранных организаций публичного права, т.е. организаций,
которые полностью или частично созданы иностранным государством
для осуществления каких-либо государственных полномочий или выполнения
значимых для общества (публичных) задач. Признание иностранного
государства автоматически ведет к признанию действительности его
публичного права. Соответственно, иностранные публичные организации
должны признаваться в России при осуществлении легальной деятельности
на российской территории. Необходимо обратить внимание на то, что
наделение их правоспособностью может не связываться с регистрацией
учредительных документов в каких-либо государственных реестрах и
прямо вытекать из решения компетентного государственного органа
(правительства, министерства и т.д.). Также компетенция публичной
иностранной организации может прямо следовать из закона учредившего
ее государства.
75. - Объем правоспособности иностранных организаций в Российской
Федерации. В отношении иностранных организаций, так же как и иностранных
граждан, действует общий принцип национального правового режима.
За исключениями, прямо предусмотренными в законе, они приравниваются
к российским юридическим лицам или иным организациям внутреннего
права. Следовательно, они способны пользоваться на ее территории
теми же правами, что и российские организации.
В то же время иностранные организации не могут иметь правосубъектность
более обширную, чем это определяется их национальным правом. Например,
если применимое право иностранного государства отказывает своим
организациям в праве безвозмездно получать какое-либо имущество,
то они не смогут реализовать это право в России. Или, например,
в случае прекращения прав юридического лица у иностранной организации
согласно ее национальному закону она утрачивает их также в России,
хотя бы и продолжала соответствовать внутренним, российским признакам
юридического лица*(76).
В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации достаточно
полно определил сферу компетенции личного закона иностранной организации,
т.е. права государства ее происхождения (создания). Так, иностранное
право должно, как правило, применяться к иностранной организации
при определении:
1) статуса в качестве юридического лица;
2) организационно-правовой формы;
3) требований к ее наименованию;
4) условий создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросов
правопреемства;
5) содержания правоспособности;
6) порядка приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских
обязанностей;
7) внутренних отношений, в том числе отношений с ее участниками;
8) способности отвечать по своим обязательствам (п. 2 ст. 1202,
ст. 1203 ГК РФ).
Таким образом, можно констатировать, что решение основных вопросов,
касающихся гражданской правосубъектности иностранной организации
в Российской Федерации, регулируется ее национальным законом. Роль
местного, российского законодательства сводится к признанию иностранных
организаций в качестве полноправных участников гражданского оборота
и определению общих рамок их функционирования на территории России.
Кроме того, на иностранные организации при осуществлении ими уставной
деятельности на нашей территории полностью распространяются императивные
требования российского законодательства (налогового, валютного,
административного и др.).
76. - Документы, используемые для установления правоспособности
иностранных организаций. Коль скоро наделение иностранной организации
гражданской правоспособностью связывается, как правило, с фактом
ее государственной регистрации (см. выше N 70), то единственным
документом, исключающим любые сомнения относительно способности
организации иметь гражданские права и нести обязанности, является
аналог свидетельства о государственной регистрации в иностранном
реестре организаций. Кроме того, в целях получения наиболее точной
и актуальной информации, следует в каждом случае предлагать заинтересованным
лицам представить выписку из соответствующего публичного реестра,
отражающую юридический статус иностранной организации непосредственно
перед совершением конкретного юридического акта. Кроме того, помимо
сведений о регистрации организации, данный документ содержит зачастую
информацию об ее органах, компетентных представлять интересы организации
без специального уполномочия.
В то же время об объеме правоспособности иностранной организации
и ее ограничениях можно судить в основном исходя из ее учредительных
документов: устава и/или учредительного договора. На их основании
нотариус может сделать вывод о возможности участия иностранной организации
в определенной юридической операции, а также убедиться в том, что
лицо, представляющее ее интересы, назначено в полном соответствии
с учредительными документами.
Пример 8: Приобретение немецким обществом недвижимого имущества
в России, проверка правоспособности. Немецкая фармацевтическая компания
пожелала приобрести для своих сотрудников квартиру в Москве, принадлежащую
гражданину России Е. Колесову. Устав общества был передан нотариусу,
к которому стороны обратились за удостоверением договора купли-продажи.
Какие предварительные формальности надлежит выполнить, чтобы удостовериться
в наличии и объеме правоспособности немецкой компании?
Учитывая, что сделка должна совершаться в России иностранной организацией,
учрежденной и имеющей место нахождения в Германии, нотариусу важно
убедиться, что:
1) данное общество было создано в точном соответствии с немецким
законодательством;
2) приобретение имущества, в том числе недвижимого, входит в предмет
его уставной деятельности;
3) представитель компании имеет законные и достаточные полномочия
для совершения сделки от ее имени.
В практическом плане нотариусу в целях установления правоспособности
немецкого общества необходимо изучить его - устав, выписку из немецкого
торгового реестра, а также проверить, что лицо, представляющее общество,
наделено полномочиями в соответствии с уставом. Только после этого
можно приглашать стороны для подписания договора и участия в его
нотариальном удостоверении. В делах нотариуса остаются копии выписки
из торгового реестра, устава и решения (доверенности), на основании
которой действовал представитель немецкой компании.
77. - Не являются документами, на основании которых может быть установлена
правоспособность иностранных организаций, акты российских государственных
органов, осуществляющих их государственную аккредитацию, налоговый,
таможенный и иной административный учет и контроль. Такие документы
могут, тем не менее, использоваться нотариусом как дополнительные
источники сведений об иностранной организации.
В нотариальный реестр вносятся реквизиты официальных документов,
на основании которых определялась правоспособность иностранной организации
и полномочия ее органа (представителя). Подлинники разовых доверенностей
остаются в делах нотариуса. Копии всех правоустанавливающих документов
на иностранном языке и их переводов также прилагаются к делу.
78. - Дополнительные источники информации. При наличии сомнений
в правоспособности иностранной организации*(77), достаточности полномочий
ее органов или представителей, нотариус вправе предложить заинтересованным
лицам представить дополнительные документы, а также самостоятельно
навести справки в компетентных органах иностранного государства.
Как правило, информация о статусе организации в стране ее происхождения
является открытой и может быть получена любым желающим. В большинстве
государств функционирование систем регистрации организаций, а также
процедуры рассмотрения дел об их ликвидации или банкротстве построены
на принципах гласности и доступности информации*(78). Тем не менее
в силу различных причин - дополнительные затраты времени, средств,
незнание иностранных языков - самостоятельное получение данных сведений
нотариусом является затруднительным. Поэтому первоначально нотариус
предлагает самим заинтересованным лицам получить необходимые документы,
устраняющие сомнения в наличии изъянов их правового статуса, и лишь
впоследствии осуществляет поиски сам.
В качестве дополнительной предосторожности желательно каждый раз
выяснять у представителей иностранной организации об известных им
ограничениях ее право- и дееспособности, отражая соответствующие
заявления в тексте нотариального акта. Это позволит нотариусу в
необходимом случае пользоваться презумпцией добросовестности и разумности
действий участников гражданского оборота, снижая тем самым риск
наступления для себя неблагоприятных последствий.