[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
2. Теоретическое обеспечение правовой реформы
В преобразованиях правовой системы России важную роль играет фундаментальная
юридическая наука.
Надо сказать, что юридическая наука практически всегда в России
принимала самое непосредственное участие в разработке мероприятий
радикального "обустройства" России. Не стала в этом смысле
исключением и нынешняя правовая реформа.
К сожалению, социальные результаты, к которым приводило участие
отечественного правоведения в осуществлении замыслов политической
власти, весьма неоднозначны, часто - драматичны, но всегда юриспруденция
оказывала значительное влияние на то, чем в конечном счете становилась
государственно-правовая система страны.
Право, правовая сфера - та область, где наиболее сильно проявляются
европоцентристские традиции нашей науки. В литературе прочно укоренился
взгляд на Россию как страну, не имеющую собственных юридических
традиций, чья правовая культура фактически ведет свое начало с XVIII
в., когда император Петр I стал приобщать Россию к западным государственно-правовым
институтам. Вся история России с Х по конец XVII в. рассматривается
в современной юридической литературе в основном как один своего
рода подготовительный период к подлинно правовому этапу в развитии
правовой культуры.
На этот счет можно привести довольно распространенную в западной
литературе точку зрения, выраженную в известной книге французского
компаративиста Р.Давида. "Во-первых, - пишет он, - русская
юридическая наука заимствовала многое из византийского права, то
есть из римского права, и из стран континентальной Европы, придерживающихся
романской системы. Правда, существовали оригинальные русские обычаи
и акты, как существовали в XVIII веке французские и немецкие обычаи
и ордонансы, но так же, как и во Франции и в Германии в XVIII веке,
в России не было другой правовой науки, кроме романской".
Категории русского права - это категории романской системы. Концепцией
права, принятой в университетах и юристами, была романская концепция.
Р.Давид обнаруживает здесь весьма распространенный стереотип - отождествление
права как явления культуры с его последующим научным и практическим
отражением в виде доктрины и законодательства. Говоря о том, что
в России не было иной правовой науки кроме романской, не следует
забывать, что эта наука права как продукт западной культуры появилась
в России лишь в XVIII в. с петровскими прозападными государственными
формами, что вовсе не свидетельствует об отсутствии в России собственной
правовой среды, самостоятельной и полноценной правовой духовности,
которая не может быть полностью отождествлена с романскими правовыми
конструкциями. Именно с тех времен - XVIII в. русское право начинает
как бы "двойную" жизнь, испытывая сложное противоречивое
влияние двух мощных тенденций - национального источника и устойчивого
западного влияния. Вероятно, поэтому правовая наука в России до
сих пор не стала фактором национальной культуры и выступает, скорее,
средством политики и реализации утилитарных государственных функций.
Необходимо восстановить корни российского права в русских правовых
традициях, конституировать их связь не только с историей права,
но и с ею теорией и философией.
Существовала ли предварительная научная проработка нынешних грандиозных
преобразований государства и права? Да, наука давно вынашивала идеи
обновления. Применительно к государственно-правовой области основными
ориентирами реформаторства стали децентрализация управления, деэтатизация,
демилитаризация и деидеологизация общественных отношений.
Между тем практика свидетельствует, что данная стратегия далеко
не всегда приносила ожидаемые результаты.
Демонтаж административно-управленческих отношений как требование
децентрализации власти усилил, с одной стороны, диктат и бесконтрольность
республиканских и региональных элит, а с другой - привел к потере
необходимой управляемости жизненно важными сферами общества, прежде
всего экономической, социальной, правовой.
Деэтатизация - уменьшение государственного влияния на дела гражданского
общества - реально повлекла принижение роли государства как социального
института и резкое его ослабление. Под вопрос были поставлены сами
основы национальной государственности - суверенитет и целостность
России как единого федеративного государства, а вместе с ними -
принципы единства законности и действенности законодательства России
на всей ее территории.
Нерешительность власти и слабость государства часто сводят на нет
экономические и другие реформы. Вакуум власти привел к перехвату
государственных функций частными корпорациями и кланами, которые
обросли собственными теневыми группами и группами влияния. "Мы
создали "острова" и, отдельные "островки" власти,
но не возвели между ними надежных мостов, - говорил В.В.Путин в
Послании Федеральному Собранию 2000 года. У нас до сих пор не выстроено
эффективное взаимодействие между разными уровнями власти. Мы с вами
очень много и часто говорили об этом. Центр и территории, региональные
и местные власти все еще соревнуются между собой, соревнуются за
полномочия. А за их часто взаимоуничтожающей схваткой наблюдают
те, кому выгодны беспорядок и произвол, кто использует отсутствие
эффективного государства в собственных целях. И некоторые хотели
бы сохранить такое положение на будущее"*(5).
Хаотическая демилитаризация вызвала глубокие дисбалансы в экономике,
распады экономических связей, производственных коллективов, нигилизм
молодежи в отношении своего гражданского долга и социальной ответственности.
В результате механической "деидеологизации" миллионы россиян
получили усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности,
бесперспективности, временности всего происходящего*(6).
Политическая и правовая реформы обречены на провал без достаточного
понимания сложных процессов в обществе, в его правовой системе.
Между тем исследования коренных вопросов государства и права либо
немногочисленны, либо основаны на одном только позитивистском подходе,
подчас лишь перекрашенном в новую модную фразеологию. Отсутствие
серьезных исследовательских заделов породило тенденцию к легкому
отказу от существующего законодательства с намерениями создать в
кратчайшие сроки новое право на основе широкой компиляции зарубежных
юридических текстов. Недостаток научных исследований и квалифицированных
специалистов по западным правовым системам, многолетняя ориентированность
советской правовой науки на однобокую критику последних, слабость
информационной и источниковедческой инфраструктур и слабое знание
правоведами иностранных языков превратило эту задачу, отнюдь саму
по себе не бесспорную, в однобокие, на другой теперь лад, малокомпетентные
и некритические заимствования вчерашних правовых конструкций и идей,
которые сама западная юриспруденция либо давно преодолела, либо
находится на пути к этому.
Подход, который становится, увы, все более господствующим при подготовке
законопроектов, можно назвать своеобразной правовой эклектикой:
юристы и экономисты, почувствовавшие себя в политике, вольно "синтезируют"
самые различные понятия, категории, "творчески" выхваченные
ими из самых различных эпох, стран, социальных контекстов, что стало
называться "использованием зарубежного опыта" и опорой
на "общечеловеческие ценности". В результате такой правовой
алхимии получаются немыслимые конструкции, оторванные от жизни России,
разрушается научная методология правотворчества, а в законодательство
попадают в еще большем, чем ранее, количестве различные идеологемы,
основанные на "теоретическом" радикализме и юридическом
романтизме. Идет перелицовка на новый лад старых недостатков законодательства:
расплывчатости, лозунговости, политизированности и т.д.
На фоне огромного количества мнений и предложений по улучшению законодательства
бедность теории не бросается в глаза. Однако иллюзия такого благополучия
не может жить долго - ее расцвет питает лишь самый первоначальный
период дискуссий и обсуждений. Она умирает, когда приходит пора
принимать решения и когда вдруг выясняется, что даже предварительная
оценка выдвигаемых предложений представляет подчас неразрешимую
трудность, ибо, как правило, бывает неясно - из каких закономерностей
права исходят авторы предложений, равно как и из какой концепции
- законодатель, и наконец, под какие конкретно социальные и правовые
механизмы и те и другие выстраивают свои варианты изменений. Неудивительно,
что многие предложения в качестве такого основания имеют лишь критику
недостатков, и остается непонятным, почему осуществление именно
этих новаций должно привести к искоренению данных недостатков и
не породит, к примеру, другие?
Принято считать, что многие изъяны нашей государственно-правовой
практики обусловлены недостаточным вниманием к рекомендациям юридической
науки. Это, конечно, верно. Но для того чтобы законодательство реально
способствовало решению проблем, необходимы ответы как на конкретные,
так и на общие вопросы. Например: какая концепция права, его функций
в условиях нынешнего состояния общества будет способствовать созданию
в России работающего, а не бумажного законодательства? Тенденция
к росту последнего - одно из следствий невнимания к общим вопросам
права, легкого принятия аксиом о возрастании его значения, понимаемом
как механическое увеличение количества актов и их практически безграничном
"творческом" потенциале, "моторной" роли в обновлении.
На наш взгляд, науке пока не удается перейти от видения права как
универсального инструмента решения проблем, сопровождающего и обрамляющего
политические и экономические решения, к выяснению его собственных
закономерностей и возможностей в "разделении труда" по
преодолению кризиса.
Все это свидетельствует о том, что наша юридическая наука до сих
пор имеет слишком узкий, и не всегда отвечающий потребностям современной
социальной практики методологический горизонт. До самого последнего
времени он был представлен двумя направлениями правопознания: "узким"
- нормативным и "широким" - синтетическим, которые в основных
своих чертах напоминают два традиционных подхода к праву западной
юриспруденции - позитивистский и естественно-правовой, фактически
также являющейся ответвлением позитивизма.
Речь идет об ослаблении внимания к собственно теоретическим, философско-мировоззренческим
и культурно-историческим аспектам фундаментального правоведения,
без уяснения которых сама наука лишается перспективы и заделов по
новым направлениям.
Господство позитивистского подхода в науке привело к тому, что в
сфере юридического обучения преподавание фундаментального правоведения
перешло в режим изложения теории законодательства и перестало работать
на формирование правового духа страны в профессиональном корпусе
юристов.
Позитивизм отечественной науки имел гораздо более широкие теоретические
и практические последствия, в том числе для правоведения, чем это
сейчас принято признавать. В юридической науке утвердились игра
в понятия как почти единственная форма движения к знанию, забвение
мысли, интуиции, творчества, понимания происходящего в широком социокультурном
контексте.
В результате позитивистская методология, по сути дела, определила
и сформировала идеологию пореформенного периода.
Наша доктрина сумела приспособить к нуждам критики законодательства
и естественно-правовую теорию. Однако, будучи воспринята как универсальная
внеисторическая ценность без учета конкретной ситуации, сложившейся
в отечественной правовой системе, эта теория не смогла не превратиться
в малопрактичный и лишенный конструктивного начала фетиш. При всем
понимании и уважении намерения соответствующих авторов критика законодательства
с позиций его несоответствия абстрактной человеческой природе явно
недостаточна с учетом современных потребностей практики; она, увы,
не может выполнить роль конструктивной основы реформы права и тем
более стать началом какой-либо более инструментальной юридической
методологии.
Между тем российская правовая система - итог "сквозного"
исторического развития, многолетнего отбора черт, которые вопреки
тем или иным субъективным устремлениям политиков дали своеобразную,
самобытную систему.
Необходимо признать, что нынешний уровень юридических исследований,
прежде всего в области теории государства и права, государственного
(конституционного) права не позволяет предложить обществу идеи,
которые были бы соразмерны его проблемам, если, конечно, не считать
таковыми использование зарубежного опыта и предложений переноса
на отечественную почву иностранных институтов*(7).
Во многом из-за того, что в правовой системе утрачены исходные культурные
ориентиры, право стало отождествляться с "умными" рациональными
нормами, формирующимися учеными, которые должны сообщить эти нормы
обществу, просветить его, "внести" в него правовое сознание.
Наши правоведы лучше ориентируются в западных государственных формах,
нежели в собственных государственно-правовых началах. Поэтому и
многие научные рекомендации идут от иностранного правового опыта,
что подчас означает, увы, "с потолка".
Рост юридической эрудированности нашего правоведения пока не переливается
в повышение уровня национального правового сознания. Задача науки
- способствовать соединению этих двух процессов. Науке необходимо
заново открывать правовую культуру русского общества.
Смысл обновления науки права не в отказе от позитивизма в пользу
какой-то иной, скажем, либеральной, естественной доктрины: этот
смысл коренится в поиске собственных путей развития национальной
правовой системы и государственности. Прекращение эйфории по поводу
иностранного государственно-правового опыта неизбежно ввиду отрыва
последнего от социально-культурных реалий России. Это, разумеется,
не должно вести к новому витку нигилизма в отношении зарубежных
политико-правовых форм. Не будучи оригинальным направлением в правоведении,
их апология выполняет важные просветительские и стимулирующие науку
функции, особенно если удается избегать монополизма западных доктрин
в развитии отечественной теории права.
Таково видение авторов ситуации в правовой системе России. На этой
мировоззренческой основе и осуществляется далее анализ вклада Государственной
Думы в процесс формирования правового пространства в России. При
этом авторы, разумеется, не претендуют на монополию в истине и убеждены,
что ее поиск потребует коллективных усилий в работе по формированию
и изучению правотворчества и законодательства в нашей стране.
[an error occurred while processing the directive]
|
|