[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Глава 5. Правовое регулирование экономики
Административно-правовое институциональное обеспечение рыночной
экономики направлено на реализацию государственной политики в этой
сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской
Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального
характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства
и режима законности.
К сожалению, в настоящее время необходимое для рыночной экономики
равновесие между гражданско-правовыми и публично-правовыми методами
регулирования экономических отношений в определенной степени нарушено.
Серьезно отстает публично-правовая нормативная база, имеются пробелы
в государственно-властном регулировании организационно-рыночных
отношений, не упорядочено и противоречиво административное законодательство,
отсутствуют кодифицированные акты по вопросам государственного регулирования,
координации и управления, крупные научно-исследовательские работы
по этой тематике.
Между тем очевидно, что реализация положений, содержащихся в статье
8 и других статьях Конституции Российской Федерации, касающихся
функционирования рынка, может обеспечиваться только комплексно,
т.е. гражданско-правовыми и административно-правовыми методами,
иначе говоря - системно.
Необходимо активизировать работу по обобщению практики реализации
законодательных актов в связи с актами федеральных органов исполнительной
власти, содержащих административно-правовые нормы, регулирующие
рыночные отношения, а также с эффективным использованием договорных,
конвенциональных норм в публично-правовой сфере.
Крайне необходимы глубокие комплексные исследования, обобщающие
опыт координации нормотворческой и организационно-публичной экономической
деятельности Министерства государственного имущества Российской
Федерации, Федеральной службы России по валютному и экспортному
контролю, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации
и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
макроэкономическую политику.
Основной тенденцией развития законодательства об экономике является
комплексный характер правового регулирования общественных отношений.
Законов чисто управленческого характера на федеральном и республиканском
уровнях очень мало. Однако почти во всех из них имеются предписания
административно-правового содержания, и их нельзя недооценивать.
Актуальная задача развития законодательства в области экономики
- определение правового статуса различных хозяйствующих субъектов:
находящихся в государственной собственности, а также тех, в которых
государство имеет долю собственности (частных, муниципальных). Необходимо
усовершенствовать на законодательной основе всю систему взаимоотношений
органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов с общероссийскими
объединениями работодателей, общероссийскими коммерческими структурами
различного уровня.
К сожалению, на федеральном уровне не получили всестороннего развития
конституционные положения о федеральной собственности и управлении
ею (пункт "д" статьи 71), о разграничении государственной
собственности (пункт "г" части 1 статьи 72), о полномочиях
Правительства Российской Федерации по управлению федеральной собственностью
(пункт "а" части 1 статьи 114), о порядке принудительного
отчуждения имущества для государственных нужд и обращения в государственную
собственность имущества, находящегося в собственности граждан и
юридических лиц (национализация), а также защиты права частной собственности
(пункт 3 статьи 35). Прежде всего необходимо подготовить общетеоретическую
межотраслевую концепцию законодательного регулирования всего комплекса
отношений по управлению федеральной собственностью и утвердить программу
нормативных работ в данной области.
Представляется весьма актуальным принятие федеральных законов о
государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о разграничении
государственной собственности в Российской Федерации, о государственной
федеральной собственности Российской Федерации за пределами ее территории.
Нуждается в правовой регламентации порядок формирования и деятельности
различного рода корпораций, создаваемых в рамках ассоциаций экономического
взаимодействия субъектов Российской Федерации, из числа предприятий,
находящихся на территории различных регионов, что требует нормативного,
и прежде всего законодательного, регулирования на федеральном уровне.
Решение этой проблемы непосредственно связано с законодательным
закреплением правового статуса самих межрегиональных ассоциаций,
их роли не только в экономической и социально-культурной, но и в
административно-политической сфере.
Законодательной регламентации требуют, в частности, следующие вопросы:
представительство интересов ассоциаций в федеральных органах государственной
власти, возможность и порядок его осуществления руководителем или
иным представителем органов государственной власти одного из субъектов
Российской Федерации;
делегирование полномочий Российской Федерации по предметам совместного
ведения органам межрегиональных ассоциаций, круг полномочий, подлежащих
делегированию, порядок передачи полномочий, включая инициирование
процедуры делегирования;
перенесение на уровень межрегиональных ассоциаций представительств
федеральных органов государственной власти, представителей Президента
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти;
организация и правовой статус представительств межрегиональных ассоциаций
при федеральных органах государственной власти. Осуществление такого
представительства единым органом от каждой ассоциации при Президенте
Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и иных
федеральных органах исполнительной власти;
- пути сближения (унификации) законодательства субъектов Российской
Федерации в рамках ассоциаций; организационные формы взаимодействия
органов законодательной власти субъектов РФ в рамках ассоциаций;
- возможность ограниченного членства субъектов Российской Федерации
в ассоциациях экономического взаимодействия, Особый статус отдельных
субъектов в ассоциациях.
[an error occurred while processing the directive]
|
|