[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ
2. Частная собственность
В соответствии со ст. 15 Кодекса собственностью граждан и юридических
лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные
гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации.
По общим правилам, собственниками земельных участков могут быть
граждане (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства)
и юридические лица (в том числе с иностранными инвестициями и иностранные
юридические лица), которые на основании ст. 36 Конституции РФ, ст.
129, 209, 212-213 ГК РФ вправе по своему усмотрению распорядиться
принадлежащими им земельными участками (использовать для бытовых,
предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в
том числе по отчуждению), но в той мере, в какой их оборот допускается
в соответствии с Кодексом и Вводным законом, если это не наносит
ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов
других лиц.
Наиболее общие ограничения оборотоспособности земельных участков
закреплены в ст. 27 Кодекса. Специальные ограничения могут быть
введены также другими федеральными законами. Например, ограничения
оборота земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для
иностранных лиц, установлены ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения"*(71).
Следует отметить, что существует и общая (многосубъектная) собственность
(см. гл. 16 ГК РФ). Субъекты общей собственности, как и любые другие
собственники, обладают правомочиями, установленными ст. 209 ГК РФ,
однако реализуют их сообща. К субъектам общей (совместной или долевой)
собственности относятся, в частности, члены крестьянского (фермерского)
хозяйства. Режим имущества этого хозяйства регулируется ГК РФ (см.
ст. 257 и др.) и ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(72).
Что касается юридических лиц, то возможность приобрести земельные
участки в собственность для некоторых из них законом ограничена.
Например, собственник имущества государственного или муниципального
унитарного предприятия, а также учреждения не может предоставить
такому предприятию или учреждению земельный участок на праве собственности
(см. ст. 294, 296 ГК РФ).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению
земельных участков в собственность (см. п. 2 ст. 15 Кодекса). Данное
правило логически следует из основных начал гражданского законодательства
(равенство участников имущественных отношений, неприкосновенность
собственности, свобода договора и др. (см. ст. 1 ГК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан
и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в
соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться
в частной собственности.
Согласно п. 2 ст. 27 Кодекса, не могут предоставляться в частную
собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским
законодательством, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым
из оборота. При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным
в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением
случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Кодекса, из оборота изъяты земельные
участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими
объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками
(за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для
постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские
формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные
суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы
закрытые административно-территори-альные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения
наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями,
возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы
РФ.
Кроме того, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные
юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными
участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых
устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством
о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях
Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п.
3 ст. 15 Кодекса).
Это - одно из предусмотренных земельным законодательством ограничений
прав иностранных лиц на приобретение в собственность земельных участков,
о которых говорилось выше. В соответствии с п. 5 ст. 3 Вводного
закона до установления Президентом РФ указанного перечня не допускается
предоставление земельных участков, расположенных на приграничных
территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства
и иностранным юридическим лицам.
[an error occurred while processing the directive]
|
|