[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
1. Основные понятия социального партнерства и его принципы
Социальное партнерство - это "система взаимоотношений между
работниками (представителями работников), работодателями (представителями
работодателей), органами государственной власти, органами местного
самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23
ТК РФ).
Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях"
(с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников
и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские
соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической
науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод
трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип
трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко)
и др.*(48) Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное
партнерство одним из основных принципов правового регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве,
сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной
экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская,
Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский
край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели
в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы
государственной власти и органы местного самоуправления могут быть
сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают
в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на
представительство законодательством или работодателями, а также
в случаях, предусмотренных федеральными законами.
От сторон социального партнерства следует отличать органы социального
партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую
систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская
трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии
с федеральным законом. В субъектах Российской Федерации могут образовываться
трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии
с законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ, положения, утверждаемые
представительными органами местного самоуправления, регламентируют
деятельность территориальных трехсторонних комиссий, действующих
в рамках определенных территорий или муниципальных образований.
На федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации
могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения
коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых)
соглашений и их заключения. На локальном уровне, т.е. на уровне
конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров,
подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 35 Трудового кодекса РФ определяет и сферу деятельности этих
комиссий. К ней относятся: обеспечение регулирования социально-трудовых
отношений; ведение коллективных переговоров и подготовка проектов
коллективного договора, соглашений, их заключение; организация контроля
за выполнением коллективного договора и соглашений. Следует заметить,
что социально-трудовые отношения - понятие более широкое, чем трудовые
отношения, т.к. оно включает в себя отношения по социальному обеспечению,
бытовому обслуживанию и другие отношения социальной сферы.
Система социального партнерства должна функционировать на всех уровнях
экономики - от общефедерального до уровня отдельно взятой организации.
Система социального партнерства включает следующие уровни:
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений
в сфере труда в Российской Федерации;
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений
в сфере труда в субъекте РФ;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений
в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающих основы регулирования отношений
в сфере труда в муниципальном образовании;
уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства
в сфере труда между работниками и работодателем.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в основном
действуют на принципах трипартизма, представляющих интересы работников
(их представителей), работодателей (их представителей) и государства
или органов местного самоуправления. Все нормативные акты, действующие
на этих уровнях, должны приниматься и применяться с учетом принципов
социального партнерства.
Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права
имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам
правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно
к данному институту.
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст.
24 Трудового кодекса РФ, являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства
на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их
вине коллективных договоров, соглашений.
[an error occurred while processing the directive]
|
|