3. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых
отношений
На структуру нормативных правовых актов, регулирующих трудовые
отношения и непосредственно связанные с ними отношения, влияет федеративное
устройство России, распределение предметов ведения и полномочий
между Российской Федерацией и ее субъектами.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство
отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Это положение предопределило необходимость разграничить полномочия
между федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов РФ. Статья 6 Трудового кодекса провела такое разграничение
по двум критериям: 1) по предмету регулирования; 2) по содержанию
(объему) регулирования.
По предмету регулирования к ведению федеральных органов государственной
власти отнесены: порядок заключения, изменения и расторжения трудовых
договоров; основы социального партнерства; порядок ведения коллективных
переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового
договора; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.
По условиям труда на федеральном уровне устанавливается обеспечиваемый
государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам
(включая дополнительные гарантии отдельным категориям), а также
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
В отношении установления особенностей правового регулирования труда
отдельных категорий работников обратим внимание на расхождения между
ст. 6, 11 и другими статьями ТК РФ (например, ст. 282, 189). Согласно
ст. 6 ТК РФ установление особенностей отнесено к полномочиям федеральных
органов государственной власти. Часть 5 ст. 11 ТК РФ закрепила,
что особенности правового регулирования труда устанавливаются Трудовым
кодексом и иными федеральными законами. Вместе с тем ст. 282 ТК
РФ гласит, что особенности работы по совместительству для отдельных
категорий работников определяются в порядке, установленном Правительством
РФ; в соответствии со ст. 189 ТК РФ для отдельных категорий работников
действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством
РФ. Указывая на противоречивые нормы, сделаем вывод, что требуется
четкое разграничение компетенции органов законодательной и исполнительной
государственной власти.
Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы
и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права,
по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. На
уровне субъекта РФ могут быть установлены дополнительные права,
гарантии, льготы и преимущества. При этом более высокий уровень
трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета
соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, на
региональном уровне необходимо конкретизировать и дополнять федеральные
нормы с учетом специфики каждого субъекта, ни в коем случае не снижая
уровень социальной защищенности работников и не ограничивая их трудовые
права.
Вопрос о праве субъектов РФ восполнять пробелы федерального законодательства
является дискуссионным, эта норма не закреплена в Конституции РФ.
Трудовой кодекс допускает опережающее регулирование, т.е. принятие
законов или иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным
к полномочиям федеральных органов государственной власти, в том
случае, когда федеральное законодательство еще не принято. Но всегда
должен соблюдаться принцип иерархической соподчиненности между федеральным
и региональным законодательством. В качестве примера можно назвать
Федеральный закон от 1 октября 2003 г., которым внесены изменения
и дополнения в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О
минимальном размере оплаты труда"*(35). Закон установил, что
на период до введения размера минимальной заработной платы, предусмотренного
ч. 1 ст. 133 ТК РФ, законодательные (представительные) органы государственной
власти субъектов РФ могут принимать свои законы, предусматривающие
более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер
минимальной заработной платы в субъекте РФ. Право повышать минимальный
размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, предоставлено
субъектам РФ, имеющим в своем бюджете необходимые для этого средства.
Субъекты РФ, являющиеся получателями дотаций из Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов РФ, таким правом не обладают. Анализируя
положения Федерального закона от 1 октября 2003 г., можно сделать
вывод, что его положения полностью корреспондируют положениям ст.
6 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, регионы используют данное им ст. 72 Конституции РФ
право регламентировать отношения в сфере труда в двух направлениях
- для восполнения пробелов федерального законодательства и для усиления
правовой защищенности работников.
Основной постулат, закрепленный в ч. 6 ст. 5 ТК РФ, состоит в том,
что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие
нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу
РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям
Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов
исполнительной власти.
[an error occurred while processing the directive]